Здоровый образ жизни является основой
для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте
человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки.
Период дошкольного возраста является
по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не
переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных
высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу
развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются
основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного
здорового поведения.Полученные в этом возрасте представления порой
бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития
человека.
Компоненты здорового образа жизни
ребенка дошкольного возраста практически идентичны таковым для образа
жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют
определенные нюансы, характерные именно для возраста 2-7 лет.
Рациональный режим дня
Режим дня подразумевает особое
распределение времени и чередование различных видов деятельности в
течение дня. Соблюдение режима дает возможность наладить
функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения,
сделать процессы работы и восстановления организма наиболее
эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования
здоровья с самых первых дней жизни.
На чем должны строиться режимные мероприятия детей дошкольного возраста?
1.На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т.п.).
2.На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.
3.На вовлечении ребенка в трудовые процессы.
4.На формировании общепринятых гигиенических навыков.
5.На эмоциональном благополучии и общении.
6.На учете индивидуальных особенностей ребенка.
Индивидуальный подход при планировании любого компонента
здорового образа жизни в детском саду практически невозможен: воспитание
в группе строится преимущественно на соответствии общим правилам и
принципам. Поэтому в дошкольном возрасте индивидуальный подход в
построении образа жизни осуществляется преимущественно родителями: в
выходные дни и вечером после посещения детского сада. В связи с этим
родителям в формировании режима следует придерживаться двух главных
принципов: стабильности и гибкости. Стабильность подразумевает
постоянство, гибкость – возможность быстрого перестроения режима под
меняющиеся потребности интенсивно растущего организма.
Питание
В связи с важностью такого компонента
питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям
рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в
дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима
питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом
случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.
Физическая нагрузка
Как правило, в детском саду здоровый
образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками.
Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на
свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном
учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Недопустимо
оставлять ребенка весь день дома перед телевизором – это чревато не
только проблемами со здоровьем, но и развитием патологического
стереотипа, при котором у дошкольника формируется представление об
отдыхе именно как о пассивном «лежании» и «ничегонеделании». Старайтесь
организовывать выезды на природу, посещать вместе спортзалы и стадионы, а
в возрасте 5-6 лет вполне можно начинать заниматься некоторыми видами
спорта в секциях.
Кроме активного развития костного
скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника
чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует
аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует
волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
Закаливание
Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.
Несмотря на то, что в будние дни ребенок
посещает детский сад, родители при желании могут проводить эффективные
закаливающие процедуры. Например, ежедневные обливания прохладной водой
могут проводиться утром или вечером. В последнем случае стоит учитывать
тонизирующий эффект воздействия холода - в ряде случаев после обливания у
ребенка может наблюдаться нарушение засыпания. Впрочем, здоровые дети
при достаточной дневной нагрузке легко засыпают при любых
обстоятельствах.
Гигиенические мероприятия и навыки
Гигиенические мероприятия должны стать
для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно
достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Однако,
несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок
дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле.
Напоминайте ребенку о необходимости мыть руки, контролируйте его
умывание, поощряйте его самостоятельность в этих вопросах.
Основные гигиенические правила для ребенка дошкольного возраста:
1.умывание и чистка зубов утром и вечером;
2.мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи;
3.мытье ног и тазовой области (половых органов и заднего прохода) перед сном;
4.смена нижнего белья один раз в 1-2 дня;
5.мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней;
6.замена постельного белья раз в 2-3 недели;
7.регулярная замена индивидуальных полотенец;
8.использование туалетной бумаги.
Мы перечислили только те моменты,
которые касаются чистоты, однако в понятие гигиена входит также
соблюдение гигиены зрения (освещение, правильная посадка при чтении и
рисовании, ограничение просмотра телевизора), гигиена слуха (сводится
преимущественно к ограничению громкости передач и музыки), требования к
одежде и обуви (соответствие размера, натуральность тканей, свободный
покрой) и некоторые другие показатели.
Как правильно начать день.
Тон
всего дня, как правило, задается уже с самых первых его минут. Дети
приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными
впечатлениями от событий раннего утра. Принимайте все это во внимание,
помогите детям усвоить и «переварить» этот опыт, и тогда день может для
ребенка сложиться успешнее.
Дети, которые трудно расстаются с родителями, когда приходят в садик:
- Один из способ, как облегчить для ребенка момент расставания – это
разрешить ему приносить из дома какую-нибудь «успокоительную» вещь,
например, любимую мягкую игрушку. Можно также дать ему какой-то предмет,
который бы символизировал для него родителей – это может быть
фотография мамы и папы, или же какой-то предмет из маминой сумочки или
папиного кармана. Здесь может хорошо сработать что-то вроде запасного
ключа от квартиры – тогда ребенок будет знать, что мама или папа
обязательно должны будут за ним прийти – ведь, может быть, именно
боязнь, что его «забудут» взять и есть причина того страха, который
ребенок испытывает при расставании.
"Осторожно грипп"
Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые вызываются вирусами. Они отличаются друг от друга симптомами, а также нарушением функций тех или иных органов.
При острых респираторных заболеваниях поражаются главным образом верхние дыхательные пути, то есть нос и глотка. К симптомам этих заболеваний можно отнести насморк, слезящиеся глаза, слабость, головную боль, боли в горле и иногда легкий кашель. Респираторные заболевания чаще возникают в холодное время года, но могут наблюдаться и в весенне-летние месяцы. ОРВИ продолжаются в большинстве случаев от 5 до 10 дней. Лечение таких заболеваний на ранней стадии приводит к ослаблению симптомов и способствует быстрому выздоровлению.
Совсем иная картина наблюдается при гриппозных инфекциях, которые развиваются преимущественно в зимние месяцы. При гриппе поражаются не только дыхательные пути, но и весь организм. Заболевание возникает внезапно и характеризуется более тяжелыми симптомами. Это, прежде всего, высокая температура, часто сопровождающаяся ощущением холода вплоть до сильного озноба. Кроме того, появляются головная боль, боли в суставах, мышцах и спине, чувство разбитости, ломота во всем теле, сильная слабость. Воспаление горла, охриплость и сухой кашель, заложенность носа отмечаются не всегда. Острые симптомы наблюдаются чаще всего в течение недели. Остаточные явления – слабость, упадок сил могут сохраняться еще несколько недель.
Источником распространения вирусов при ОРВИ и гриппе является больной человек. Основной путь передачи – воздушно-капельный. Вирусы скапливаются и размножаются на слизистой оболочке дыхательных путей. Вместе с капельками слюны, мокроты и слизи при кашле, чихании и разговоре больной выделяет вирус гриппа, который распространяется на расстояние от 1,5 до 3 метров. Вирус гриппа попадает в организм здорового человека через слизистую оболочку носа, глотки, гортани, бронхов. Возможен контактный путь заражения, когда человек касается руками загрязненных вирусом предметов или больного, а затем – своих глаз, носа, рта. Болезнь может протекать и в легкой форме, но при этом больные так же заразны для окружающих, как и при тяжелой. После исчезновения острых симптомов переболевший гриппом в течение недели продолжает выделять вирусы и представляет опасность для окружающих.
При заражении вирусом гриппа болезнь проявляется через 12 – 72 часа от момента заражения. Заболевание начинается внезапно. При заражении вирусами, вызывающими ОРВИ, инкубационный период (время от контакта с больным до первых признаков заболевания) – короче, а симптомы проявляются постепенно.
В основе предрасположенности к простудным заболеваниям и гриппу лежит прежде всего ослабление собственных защитных сил организма. Можно дать несколько советов относительно того, как стимулировать защитные силы организма, что позволяет в определенной мере предупредить простудные заболевания и грипп у взрослых и детей:
употребляйте здоровую и богатую витаминами пищу, больше свежих овощей и фруктов, кисломолочные продукты;
возможен прием синтетических витаминов, но предпочтение следует отдавать продуктам, содержащим витамины и фитонциды: лук, чеснок, клюква, морковь, лимоны;
пейте больше жидкости: воду, фруктовые соки, чай до 2 литров в день;
дышите носом, дыхание ртом сушит слизистую оболочку, снижая ее защитные свойства;
ежедневно промывайте нос солевым раствором или пользуйтесь для увлажнения слизистых оболочек полости носа соленым аэрозолем;
регулярно занимайтесь спортом, но при этом избегайте чрезмерной нагрузки;
систематическое закаливание повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
как можно больше двигайтесь на свежем воздухе, даже в дождливую и холодную погоду;
избегайте переохлаждения и перегревания;
избегайте контактов с больными;
старайтесь не находиться подолгу в жарких помещениях;
проветривайте и увлажняйте воздух в жилых помещениях и на работе;
следите за чистотой помещений, систематически делайте влажную уборку;
регулярно протирайте дезинфицирующими средствами предметы, которых часто касаются: телефоны, выключатели, пульты дистанционного управления. Чаще меняйте полотенца;
старайтесь спать столько, сколько необходимо вашему организму для нормальной жизнедеятельности;
сохраняйте оптимизм, найдите время для отдыха и развлечений.
Особенно тщательно следует выполнять все меры предосторожности в отношении детей:
нельзя пускать детей в семьи, где есть больные гриппом;
в осенне-зимний период при повышении заболеваемости не следует водить детей в места большого скопления людей;
при малейших признаках заболевания ребенка гриппом не ведите его в детское учреждение, в школу, не допускайте его общения с другими детьми.
Ни в коем случае не лечите ребенка самостоятельно!
Грипп – серьезное заболевание, и только врач может назначить необходимое лечение, указать правильную дозировку и продолжительность приема лекарства.
При первых признаках гриппа следует вызывать врача на дом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий